Мы протестуем! Мы не отступим!
Обращение татарской и мусульманской общественности к Президенту РТ Р.Н.Минниханову в знак протеста против установления памятника "Хранительница" на территории Булгарского заповедника
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Вам, как представителю новой формации российской власти, доподлинно известно, что строение демократического общества не может происходить без усиления роли народа и широких масс общественности в жизни страны. И недопустимо, чтобы важные решения, вплоть до формирования истории сегодняшнего российского государства, принимались на основании предпочтений одной личности и его окружения. Именно так, без учета мнения народа, было принято решение об установке скульптуры-памятника «Хранительница» на территории Булгарского заповедника.
Это решение вызвало протест и негодование как среди мусульманской общественности Республики, так и всех, кто ассоциирует себя с Татарстаном, считает эти земли символом государственности татарского народа и колыбелью Ислама на этой земле. Мы считаем абсурдным не только само художественное воплощение скульптуры, но и место и цель установки ее в качестве памятника...
«Хранительница» не отражает истинную историю и духовное наследие Булгар. Попытка ассоциировать изображенное в скульптуре животное с Белым барсом, и привязать его к одному из образов, использованных в государственной символике Татарстана, вызывает лишь недоумение. Мало того, эстетическое решение скульптуры противоположно позитивному, вызывающему доверие образу Белого барса – своими обнаженными хищными клыками, заостренными крыльями, черным цветовым решением, копытообразными лапами «Хранительница» больше соответствует образу животного агрессивного, готового уничтожить, попросту некоего чудовища из языческой мифологии.
Уважаемый Рустам Нургалиевич! Вы сами ежегодно участвуете в мероприятиях, посвященных годовщине принятия Ислама на земле Булгар и видите, насколько бережно, искренне, с надеждой относятся мусульмане к этим местам. «Изге Болгар жыены» объединил десятки тысяч мусульман и стал истинным символом возрождения Ислама в России. И мы уверены, что установление памятника в виде животного глубоко оскорбит искренние религиозные чувства мусульман, которые с первыми азами Ислама твердо знают, что любые изваяния людей и животных с точки зрения Ислама оцениваются как символ безбожия, идолопоклонничества. С появлением скульптуры земля Булгар станет местом расположения идола, и посещение этой земли для истинного мусульманина окажется недопустимым.
Вызывает нарекания и название скульптуры. «Хранителем» в Исламе может быть только Всевышний, это одно из Его имен, и, присваивание данного имени изваянию расценивается как попытка обожествления куска металла. На этом фоне выбор даты установления памятника – день принятия Ислама в Булгаре выглядит не просто игнорированием религиозных чувств мусульман, но и преднамеренным желанием задеть эти чувства.
Мы против установления железного «Хранителя» как на территории Булгарского заповедника, так и в ближайшем его окружении, на каком бы расстоянии от Булгарского городища он не устанавливался – 500 метров или 1000, этот памятник будет ассоциироваться с землей Булгар. В отличие от официального разделения на «заповедные» и «не заповедные» земли, для истинных верующих важное значение имеет вся территория Булгар.
И, наконец, нам не понятна цель установки данного памятника. Мы сомневаемся в том, что появление этой скульптуры способствует увеличению потока туристов на эти земли. Наоборот, это приведет к потере основного контингента желающих посетить заповедник Булгар – мусульман России и всего мира. После установки «Хранительницы» у мусульман появятся сомнения о позиционировании Булгарского заповедника как мусульманского памятника культуры. Не осведомленных об Исламе туристов эта скульптура введет в заблуждение об истинных ценностях исламской культуры. А знающие основы Ислама туристы примут это как халатное отношение жителей Татарстана к своей религии и истории
Самое главное: установление памятника уже сегодня вносит заметный раскол в многонациональное и многоконфессиональное общество Республики Татарстан. С одной стороны, наличие скульптуры-идола на почитаемой татарами-мусульманами земле приведет к существенному снижению их авторитета перед мировым мусульманским сообществом. С легкой руки татарстанской власти мусульмане Татарстана попадают под сомнение в истинности их веры перед единоверцами. Здесь не стоит упускать из виду и тот факт, что установление языческого идола на месте принятия нашими предками Ислама может нанести большой урон инвестиционной привлекательности Татарстана в лице мусульманских стран.
С другой стороны, пострадают выстроенные за долгие годы терпимые отношения между христианами и мусульманами Татарстана: почему возрождающийся заповедник Свияжск смог избежать участи стать местом установления страшного идола-памятника? Этот вопрос имеет под собой почву, так как Фонд «Возрождение», из которого финансируется изготовление и установление скульптуры, создан для восстановления как православных, так и мусульманских памятников, значит, и отношение к обоим заповедникам должно быть равнозначное. Фонд «Возрождение» создавался и создается из пожертвований всех жителей Татарстана, независимо от национальной и религиозной принадлежности. И народ имеет право знать, на какие цели будут потрачены эти деньги, оценивать целесообразность тех или иных решений, имеет право голоса в принятии особо важных решений.
Любые меры по обустройству, изменению облика Булгара не остаются незамеченными татарами и мусульманами и из других регионов России и зарубежья, так как эти изменения меняют духовное содержание, посыл этих земель. Поэтому неосторожное вмешательство в виде установки памятника расценивается мусульманами как вторжение в их духовное поле.
Уважаемый Рустам Нургалиевич! До этого Вам удавалось конструктивно решать многие вопросы, даже в таких «тонких» областях, как межрелигиозные и межнациональные отношения. Во многом благодаря Вам удалось сохранить целостность исторической части Казани. Вы уделяете достаточно много внимания сохранению единства мусульманской уммы республики, противостоянию проникновения в Татарстан чуждых Исламу радикальных течений. Мы искренне надеемся, что ваш талант руководителя поможет разрешить этот вопрос и не даст протесту вырасти в скандал и раскол, межконфессиональное противостояние российского и мирового масштаба.
С уважением,Председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин;
Табриз Яруллин, заместитель Председателя Всемирного форума татарской молодежи, Казань;
Алия Сабирова, журналист, общественный деятель, Казань;
Римма Бикмухаметова, журналист, член Совета Всмеирного форума татарской молодежи, Казань;
Алсу Исмагилова, журналист, общественный деятель, Казань;
Гульназ Бадретдин, журналист, ответственный секретарь Всемирного форума татарской молодежи, Казань;
Гульназ Хузиахметова, дизайнер, Казань;
Айнур Султанов, магистрант Российского исламского университета, Казань;
Айгуль Гимранова, журналист, Лос-Анджелес, США;
Ленар Мухаммадиев, студент Казанского государственного университета культуры и искусств, журналист, Казань;
Адель Ризаев, музыкант, Берн, Швейцария;
Рашат Якупов, студент, администратор Татарской Википедии, Казань;
Люция Гатина, член актива Местной общественной организации татарской национально-культурной автономии г. Лесосибирска, Красноярский край;
Аврам Лион, аспирант, преподаватель Лос-Анджелесского Калифорнийского университета, США;
Ринат Каримов, руководитель Иркутской региональной общественной организации "Татаро-башкирский молодежный центр "Байкал дулкыны", Иркутск;
Айрат Газимзянов, Председатель Воткинского отделения Республиканской Молодёжной общественной организации "Союз татарской молодёжи "Иман", Республика Удмуртия;
Ильдар Габидуллин, журналист, Стамбул, Турция;
Альберт Исмаил, музыкант, Казань;
Марат Салимов, к.э.н., доцент Мордовского государственного университета, Председатель Общества татарской культуры Республики Мордовия, член Совета ВФТМ, Республика Мордовия;
Александр Долгов, журналист, общественный деятель, член Совета ВФТМ, Казань;
Шамиль Алиакбаров, Председатель Союза татрской молодежи "Нур" Ивановской области, член Совета ВФТМ, Иваново;
Раиль Умутбаев, журналист, член Совета ВФТМ, Казань;
Ильшат Саетов, кандидат политологических наук, доцент КФУ, Казань;
Ратмир Ахияров, художник-дизайнер, Казань
Рафис Кашапов -председатель НЧО ТОЦ, Татарстан, Набережные Челны;
Ильшат Хайрутдинов, дизайнер официального портала Республики Татарстан, сайта Президента РТ, госсоветника Президента РТ, один из разработчиков “Электронного Татарстана”, Казань;
Фатих Хабибуллин, преподаватель, Нижнекамск;
Агзам Шакиров, предприниматель, Республика Чувашия;
Джалиль Ахунжанов, Председатель молодежного комитета “Ассоциации татарских и татаро-башкирских этнообъединений Республики Казахстан”, Семипалатинск, Казахстан;
Фанис Зиятов, кандидат юридических наук, юрист, Анталья, Турция;
Карим Закиев, студент, Стокгольм, Швеция;
Равил Сабиров, имам, Московская область;
Сирин Зарипов, член Совета ВФТМ, юрист, Казань.
Рамиль Басыров, религиозная община мусульман г. Пушкин, Московская область;
Ахсан Файрушин, преподаватель, Казань;
Зульфия Кадыр, политолог, Татарстан;
Фания Хузиахметова, редактор татаро-мусульманского календаря, руководитель издательства “Миллият”, Казань;
Ирек Гариф, руководитель общества татар Австралии “Туран”, Аделаида, Австралия;
Рушан Гибатдинов, руководитель молодежного отдела Национально-культурной автономии татар Чувашии, член Совета ВФТМ, Республика Чувашия;
Гаяр Максуди, менеджер, Москва;
Ринат Рысьмятов, музкант, Казань-Иркутск;
Туфан Миннулин, депутат Государственного совета РТ, писатель, Казань;
Искандер Гилязов, историк, Казань;
Фаузия Байрамова, общественный деятель, писатель.
Ринат Рысьмятов, музкант, Казань-Иркутск;
Марат Сайфуллин, зам. председателя Религиозной общины мусульман в Харьковской области, директор, ООО “Укрцентрснаб”, Украина;
Сомбель Гаффарова, журналист, член Союза писателей Татарстана, Казань
Ильдар Карим, архитектор, Казань;
Ринат Гарифуллин, магистрант Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва;
Альфия Бадретдинова, журналист, Казань;
Ильяс Фарукшин, студент, Казань;
Миляуша Ибрагимова, кандидат биологических наук, генетик, психолого-консультант, КФУ, Казань;
Руслан Мухаметшин, руководитель Татарского молодежного общества “Тан”, заместитель руководителя Областного центра татарской культуры “Дуслык”, Кемерово;
Туна Джейхан, Турция;
Руфина Габайдулина, Председатель татарского культурного объединения г. Капчагай, Казахстан;
Гузэл Гаптылганиева, домохозяка, г.Триполи, Ливан;
Алмазия Валеева, предприниматель, г.Набережные Челны;
Гулюса Батталова, Атнинский район, Татарстан;
Нурия Гибадуллина, журналист, Казань;
Исмагил Гибадуллин, кандидат исторических наук, секретарь Общества солидарности народов Азии и Африки, Казань;
Лилия Хакимзянова, педагог, г.Щелково, Московская область;
Ленар Хазиев, аспирант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, член Совета ВФТМ, Омск;
Айзат Шаймарданов, журналист, Казань;
Алсу Ахсанова, КГМУ, Казань;
Инара Такташева, преподаватель Донецкого национального университета, Украина;
Азат Хасаншин, студент, Казань;
Надия Курманкаева, г.Ростов-на-Дону;
Булат Сабиров, учащийся школы №54, Казань;
Эльвира Гимадиева, программист, г.Нижнекамск;
Лейсан Ахметшина, преподаватель в татарской гимназии, г.Набережные Челны;
Анфиса Минибаева, инженер, Казань;
Венера Мавлютова, студентка КГМУ, Казань;
Гузель Нургаянова, заместитель председателя Союза татарской молодежи Удмуртской Республики, Ижевск;
Нина Алкилани, студентка, г.Владимир;
Рафаэль Девятаев, блоггер, Старокулаткинский район, Ульяновская область;
Ильяс Гафаров, музыкант, продюсер, Казань;
Радик Хабибуллин, член Совета ВФТМ, Москва;
Юлия Кривачева, домохозяйка, г.Нижнекамск;
Рафаэль Камалов, предприниматель, Уфа, Республика Башкортостан;
Юсуф Евгений Дубровин, поэт, музыкант, Санкт-Петербург;
Лилия Хакимзянова, педагог, г.Щелково, Московская область;
Ринат Гарифуллин, магистрант Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва;
Ахсан Файрушин, педагог, Казань;
Алмазия Валеева, предприниматель, Набережные Челны;
Алсу Сибгатуллина, бухгалтер, Казань;
Гаяр Максуди, менеджер, Москва;
Ильяс Фарукшин, студент, Казань;
Туна Джейхан, Турция;
Гулюса Батталова, Атнинский район, Татарстан;
Алсу Ахсанова, студентка КГМУ, Казань;
Азат Хасаншин, студент, Казань;
Надия Курманкаева, Ростов-на-Дону;
Булат Сабиров, учащийся школы №54, Казань;
Эльвира Гимадиева, программист, Нижнекамск;
Лейсан Ахметшина, преподаватель в татарской гимназии, Набережные Челны;
Анфиса Минибаева, инженер, Казань;
Венера Мавлютова, студентка КГМУ, Казань;
Нина Алкилани, студентка, Владимир;
Рафаэль Девятаев, блоггер, Старокулаткинский район, Ульяновская область;
Радик Хабибуллин, член Совета ВФТМ, Москва;
Юлия Кривачева, домохозяйка, Нижнекамск;
Ильнур Гатиятуллин, супервайзер Pepsico, Набережные Челны;
Эндже Галаутдинова, дизайнер одежды, Казань;
Гульнара Алтынова, педагог, Нижнекамск;
Галимджан Галимджанов, энергетик, Казань;
Хамида Назмутдинова, педагог, Нижнекамск;
Марат Минибаев, юрист, Казань;
Разия Шайхутдинова, студентка КГМУ, Казань;
Айдар Хусаинов, студент, г.Агидель, Башкортостан;
Нияз Мусифуллин, студент, г.Уфа, Башкортостан;
Алсу Гизятова, домохозяйка, Казань;
Алсу Хусаенова, домохозяйка, Набережные Челны;
Яхия Хусаенов, рабочий, Набережные Челны;
Румия Юсупова, студентка КГМУ, Казань;
Факия Гибадуллина, пенсионер, Набережные Челны;
Алиса Лисовская, домохозяйка, Казань;
Айгуль Фаизова, дизайнер, Нижнекамск;
Эльвира Хадиева, магистр КФУ, Казань;
Лиана Ганеева, домохозяйка, Уфа, Башкортостан;
Ринат Каримов, руководитель Иркутской региональной общественной организации ТМБЦ “Байкал дулкыны”, Иркутск;
Ирек Бадаев, общественный деятель, Ульяновск;
СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ ОСКВЕРНЕНИЯ ВЕЛИКИХ БУЛГАР: http://tatclub.net/