“Виртуальный” Ислам

Бисмилляхир-рахманир-рахиим
Широкое применение новых  информационных  и  коммуникационных  технологий является  необратимой  тенденцией  мирового  развития  и  научно-технического прогресса  последних  десятилетий. 
На сегодняшний день итернет является современной альтернативой газетам, телевидению, радио, книгам. Глобальная сеть находит все больше и больше приминение в жизни современного человека. Интернет заменяет человеку образовательные учреждения, общение, библиотеки.
Ввиду столь огромного значения интернета в жизни современного человека, неиспользование мусульманами его на пути Всевышнего было бы неправильно и даже странно. Поэтому глобальная сеть все больше и больше находит применение в жизни российской уммы. Несмотря на то, что мусульманский контент, уступает в плане развития не только православным, иудейским и протестантским ресурсам, Интернет на сегодняшний день хоть как то объеденяет умму, преодолевает границы, сближает верующих.
Формирование мусульманского контента в сети интернет является очень важной и в то же время сложной задачей.
Мною была поставлена цель изучить положение,  качество и развитость исламских сайтов среди ресурсов рунета и татнета.
Сразу хотелось бы оговориться, дабы избежать разногласий, что сайты рассматривались только через призму пути ахлю-сунны, т.е. 4 мазхабов по фикху и 2х мазхабов по акыйде. Все сайты, не удовлетворяющие критерии ортодоксального Ислама были отнесены в группу сомнительные.
Для начала была рассмотрена доля исламских сайтов среди общего количества религиозных ресурсов. Было изучено два самых крупных каталога сайтов рунета – Яндекс Каталог и Международный каталог ДМОЗ.
В категории «Религия» Яндекс.Каталога размещено всего 1080 сайтов. Из них 4,26% приходится на 46 исламских сайтов,  766 – на Христианские (70,93%), Иудаизм – 29 (2,67%), Буддизм – 26 (2,41%), Индуизм – 29 (2,67%), учения и практика йоги – 87 (8,05%), Язычество – 20 (1,85%). Остальная доля распределена между оставшимися конфессиями. [1]
В категории «Религия и духовные практики» каталога ДМОЗ всего располагается 2643 сайтов, из которых всего лишь 136 (5,14%) сайтов содержат исламский контент. Остальные 2507 сайтов, при лучшем раскладе что не ведут антимусульманскую пропаганду, «разбавляют» интернет чуждыми Исламу идеологиями. [2]
Рассмотрев подробно содержимое исламских сайтов, было выявлено 4 основных проблемы:
1. Первая, как было замечено ранее – недостаточность мусульманского контента в интернете. Человек не всегда может получить достоверную информацию об Исламе. При таком соотношении мусульманских сайтов к немусульманским вероятность попадания пользователем на немусульманский сайт возрастает.
2. Вторая проблема, далеко немаловажная, - это отсутствие в интернете тематически направленных специализированных ресурсов. Нет сайтов, полностью посвященных вопросам фикха, акыйде, историям о сподвижниках,  попав на которые можно было бы получить исчерпывающую информацию о тех или иных вопросах. Нет качественных ресурсов в сети, на просторах которых можно было бы полностью получить знания об основах богослужения. Нашему господину – Пророку Мухаммаду (сгв) посвящен всего один сайт! В то время когда даже какой-то президент со своим аппаратом имеют десятки сайтов, блогов и различных тематических ресурсов.   
Также часто проблемой сайтов ахлю-сунна является не всегда хорошо продуманный дизайн и навигация.
3. Третья проблема, заключается в том, что люди создающие сайты с мусульманским содержанием не всегда разбираются в основах поисковой оптимизации, не умеют «затачивать» свои сайты под поисковые запросы. Любой человек, мало-мальски разбирающийся в принципах работы поисковых машин, знает какие факторы влияют на ранжирование ресурсов в поисковой выдаче. В основном это:
• Качественный контент
• Внутренняя оптимизация
• Ссылочная масса
Качественный контент – это залог развития ресурса. Полезное содержание не только привлекает внимание пользователей, но и является хорошим двигателем естественной «продвижения» сайта в сети. Завлеченные пользователи сами распространяют ссылку на ресурс, чем поднимают его ссылочную массу.
Основы внутренней оптимизации сводятся к использованию определенных тегов в нужном соотношении и в необходимых местах.
Главный принцип ранжирования поисковых систем основан на ссылочной массе. Суть его в том, что чем больше интернет страниц ссылаются на сайт, тем больше у него ссылочная масса, и тем выше он выходит в поисковой выдаче. Поисковые машины используют разные критерии оценки «популярности» страниц, а именно, Google пользуется показателем PR (pagerank). Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. Разделение на единицы по шкале основано на логарифмической зависимости. Само значение PR может быть примерно рассчитано по формуле (1):
PR(A) = (1-d) + d(PR(t1)/C(t1) + … + PR(tn)/C(tn))    (1)
Эта формула показывает, каким образом вычисляется PageRank. Здесь ‘t1 - tn’ - это страницы, ссылающиеся на страницу А, ‘C’ - это количество исходящих ссылок на странице, а ‘d’ - регулирующий фактор, обычно равный 0.85.
Для наглядности привожу приблизительную таблицу (1) расчёта Google Page Rank (PR), где, по горизонтали — PR страничек, с которых стоит ссылка на целевую страницу. По вертикали — приобретенный PR.

Таблица 1. Расчет Google Page Rank [3]
PR 1    2      3        4       5               6 7 8 9 10
2 101    18,362      3,339        0,607     0,1105            0,0201 0,0036 0,0006 0,0001 0,00002
3 555    101      18,362      3,339     0,607 0,110 0,0201 0,0036 0,0006 0,0001
4 3055    555      101       18,362    3,339 0,607 0,110 0,0201 0,0036 0,0006
5 16803    3055      555       101       18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201 0,0036
6 92414    16803      3055       555       101    18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201
7 508277    92414      16803       3055       555               100,992 18,362 3,339 0,607 0,110
8 2795522    508277      92414       16803     3055               555,456 100,992 18,362 3,339 0,607
9 15375379   2795522    508277    92414     16803 3055 555,456 100,992 18,362 3,339
10 84564584   15375379  2795522  508277    92414 16803 3055 55,456 100,992 18,362
Конечно, таблица чисто приблизительная и она показывает данные,  близкие к идеалу. Подсчитать точно PR не реально.
Yandex инспользует другой показатель – ВИЦ (внешний индекс цитируемости), к сожалению известный толко самому Яндексу. Для простых ползователей Яндекс предлагает косвенный показатель – ТИЦ – тематический индекс цитируемости.
В таблице 2 представлены показателями основных исламских сайтов:
Таблица 2. Показатели Google PR и ТИЦ основных сайтов
Сайт                               PR ТИЦ
http://islam.ru                       6 2200
http://www.islamnews.ru/       6 1200
http://www.muslim.ru/           5 90
http://www.islamrf.ru/            4 750
http://islam.com.ua/               4 750
http://e-islam.ru/                    4 300
http://www.muslims-volga.ru/  4 230
http://www.imam.ru/               4 160
http://harunyahya.ru               4 140
http://www.umma.ru/              3 400
http://www.e-riu.ru/                3 170
http://www.xadis.ru/                3 50
http://imancentre.ru/               2 50
http://www.darulfikr.ru/           2 40
http://www.posledniyprorok.info/2 30
http://www.salafizm.ru/            2 0
http://maturidi.ru/                   0 10
Как видно из таблицы (2), наибольшую популярность имеет наистарейший исламский портал рунета – islam.ru, что не удивительно, так как он ведет свою деятельность с давних пор, к тому же является не только информационным ресурсом, но также и новостным порталом. Показатели других сайтов заметно отличаются, как и отличаются от показателей неисламских сайтов, что порой делает их неконкурентоспособными.
Для примера, приведу 10 самых запрашиваемых ключевых слов по Исламу в поисковой системе Яндекс [4]:
Таблица 3. Статистика наиболее популярных запросов за октябрь в ПС Яндекс
N Ключевое слово Кол-во запросов в месяц
1 Аллах                551447
2 Ислам                268689
3 Мусульманин 103024
4 Коран                  89706
5 Аллаха                  48268
6 Шахид                     22351
7 Хиджаб                  16494
8 Мухаммад    13614
9 Мухаммед пророк    11878
10 Коран на русском    11126

Итого 1 136 597 запросов в месяц! И это только по 10и запросам в 1! поисковой системе. Если же подсчитать смежные запросы, то выходит 1 669 338. Можем смело помножить эти цифры на 3, если хотим учесть и другие поисковые машины.
Если посмотрим статистику посещений сайта  islam.ru, то увидим, что в октябре на нем было 244 193 посетителей. [5] А куда ушло еще 6 433 159 посетителей? Куда ушли все те люди, интересующиеся Исламом? Сомневаюсь, что все попали на сайты с адекватным содержимым. По-моему, есть повод для размышлений.
4. В последнее время в исламском интернете прослеживается очень неприятная тенденция, а именно развитие и распространение сайтов, принадлежащих различным сектам, несущие еретические и пагубные идеи безмазхабности, идеи ваххабитской секты, людей бесправно причисляющих себя к салафам (салафитам), порочащие великих алимов нашей уммы и распространяющие идеологии лжеученых. К сожалению, количество таких сайтов растет, за счет каких-то средств эти сайты получают развитие. Приведу показатели небольшого списка подобных сомнительных сайтов:
Таблица 4. Показатели Google PR и ТИЦ сомнительных сайтов
Сайт                                   PR ТИЦ
http://musulmanin.com/              4 120
http://www.mehdi.ru/                  4 80
http://islamindex.ru/                   4 50
http://salaf-forum.ru/                  4 40
http://toislam.com/                     3 90
http://ksunne.ru/                        3 60
http://www.shianet.ru/                3 30
http://www.tauhid.info/                3 10
http://www.islamru.com/             3 10
http://www.tawhid.ru/                 3 10
http://www.salyafi.ru/                 3 10
http://www.ahlibeyt.ru                2 30
http://www.al-iman.ru/Blog/        2 30
http://muslimiman.info                2 30
http://al-hayat.ru/                       2 30
http://salafsolih.com/                   2 20
http://din-islam.ru                        2 20
http://salafportal.ru/                     2 20
http://anti-bida.com                      2 10
http://www.islaam-online.p0.ru/     2 0
http://www.ek-shia.org/                1 70
http://www.salaf.ws/                     1 0
http://www.manhadj-salafov.ru/    0 0
http://halifat.net/                          0 0

Такая ситуация должна вызвать серьезное волнение среди официального духовенства, на адекватную реакцию которого мы очень надеемся.
В татнете положение еще более плачевно. На татарском языке хоть и нет сайтов сомнительного содержания, но и сайтами ахлю-сунна татнет не особо пестрит:
Таблица 5. Показатели Google PR и ТИЦ сайтов на татарском языке
Сайт                                           PR ТИЦ
http://tat.e-islam.ru/                           2 10
http://musulman.su/                           2 10
http://nursaba.ru/                               2 0
http://tatar-islam.ru/                           2 0
http://imancentre.ru/tatarcha.htm        1 50
http://www.hytatar.ru/                        0 0
http://qiyamet.org                               0 0

Итак, небольшой анализ современной ситуации рунета и татнета, проведенный мной в домашних условиях, помог определить существенные недостатки. 
В сегодняшнее время очень важно использовать современные технологии, в том числе и интернет для распространения морали Корана по всей Земле. Несомненно, радио, телевидение и интернет будут играть немаловажную роль в борьбе Имама Махди (ас) с Даджалом, материализмом и неверием. Существует немало хадисов, указывающих на это, вот некоторые  из них:

a) Имам Садик сказал: “Когда  Имам Махди (гс) придет, любой мусульманин, находясь на Востоке, сможет увидеть своего собрата по вере, находящегося на Западе, и наоборот - тот, кто находится на Западе, сможет увидеть своего единоверца, находящегося на Востоке”. [6]
б) Имам Махди (гс) завоюет восток и запад, при нем Ислам будет править Миром. Аллах ниспошлет людям такую благодать, что каждый, где бы он не был, сможет слышать его (Имама Махди (гс) слова, и Имам оживит Ислам…[7]
в) Его голос будет распространяться по всему Миру, и каждый будет слышать его на собственном языке. [8]
Из всего вышесказанного ясно, что интернет и технологии играют очень важную роль в распространении правильных знаний по Исламу. И мусульманам в первую очередь очень важно сконцентрировать свои усилия на освоении этих достояний человечества. Потребность в качественных и достоверных источниках информации по Исламу с каждым днем все больше растет. Не пожалеем свои силы на пути Аллаха, иншаллах.

Использованные материалы
1. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/Religion/ http://www.dmoz.org/World/Russian/Общес … _практики/
2. http://xap.ru/google-pr.php
3. http://wordstat.yandex.ru
4. http://rating.openstat.ru/?cid=55907
5. Бихар аль-анвар, т. 52, стр. 391.
6. Бихар аль-анвар, т. 52, стр. 27 и т. 53, стр.12.  Икмаль’уд-Дин, т. 2, стр. 367
7. Аль-Бурхан фи Алямат аль-Махди Ахир аль-Заман, стр.51. Мухаммад ибн Расуль аль Хуссейн аль Барзанджи, Знамения Судного Дня, стр.201